Здоровый образ жизни

«Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней и физических дефектов».

Составляющие здорового образа жизни (ЗОЖ) младшего школьника

Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для формирования здорового образа жизни. Педагогическая задача состоит не в том, чтобы дать ребенку поток неосознанной информации, она состоит в том, чтобы дать ребенку осмыслить составляющие компоненты здорового образа жизни. Ведь здоровый образ жизни — это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности.Все, чему учат детей в школе, они должны применять в реальной жизни. Особое внимание следует уделять следующим компонентам ЗОЖ

1. Физическая активность — главный и решающий фактор сохранения и укрепления здоровья. Двигательный режим абсолютно необходим ребёнку. Физическая активность должна быть постоянным фактором жизни, главным регулятором всех функций организма. Следовательно, физическая культура не просто одна из составляющих, но и самый главный компонент ЗОЖ.

При систематических занятиях физической культурой и спортом происходит непрерывное совершенствование органов и систем организме человека. В этом главным образом и заключается положительное влияние физической культуры на укрепление здоровья.

2. Необходимым условием гармоничного развития личности школьника является достаточная двигательная активность. Школьникам не только приходится ограничивать свою естественную двигательную активность, но и длительное время поддерживать неудобную для них статическую позу, сидя за партой.

Малоподвижное положение за партой отражается на функционировании многих систем организма школьника, особенно сердечно сосудистой и дыхательной, что ведёт к снижению работоспособности всего организма и особенно мозга: снижается внимание, ослабляется память, нарушается координация движений, увеличивается время мыслительных операций.

В свою очередь учитель обязан правильно организовать занятия, которые не заставят учащегося сидеть весь урок за партой, а разнообразить урок физкультминутками, динамическими играми, разнообразить урок разными видами деятельности.

3. Среди всей совокупности факторов, определяющих здоровый образ жизни, питанию принадлежит весьма важная роль.

Рациональное питание — это правильно организованное и своевременное снабжение организма хорошо приготовленной, питательной и вкусной пищей, содержащей оптимальное количество различных пищевых веществ, необходимых для его развития и функционирования. Необходимо соблюдение режима питания — завтрак перед уходом в школу, второй завтрак в школе (10-11 часов), необходимый для восполнения энергозатрат и запасов пищевых веществ, интенсивно расходуемых в процессе обучения; обед (дома или в школе) и ужин (не позднее, чем за 2 часа до сна).

4. Не менее важным фактором при формировании здорового образа жизни является «личная гигиена».

Личная гигиена предполагает следование правил, прежде всего: рациональный суточный режим, тщательный уход за телом, гигиену одежды и обуви каждым человеком в процессе его индивидуальной жизни.

Чаще всего у школьников загрязняются руки. Родители должны привить привычку мыть руки перед едой, после посещения туалета, после контакта с больными людьми, животными, после игр на улице. Следите, чтобы ногти были вовремя острижены и вычищены, так как грязь под ногтями служит источником заражения ребёнка инфекционными заболеваниями.

Соблюдение рационального суточного режима представляет собой наиболее важный элемент личной гигиены, в котором находят отражение и другие её элементы. Его соблюдение создаёт оптимальные условия для активной деятельности и эффективного восстановления организма, способствует повышению умственной и физической работоспособности.

5. Достаточная двигательная активность является необходимым условием гармонического развития личности. Поэтому воспитателю необходимо донести не только о том, что организацию свободного времени с преобладанием физической активности полезна для здоровья, также они вызывает положительные эмоции, бодрость, создаёт хорошее настроение.

6. В школьные годы у детей возникает немало вредных привычек. К ним можно отнести нерациональный режим дня, нерегулярную подготовку к занятиям. Но наиболее вредными являются курение и злоупотребление спиртными напитками. Эти привычки могут незаметно перерасти в порок, способный испортить жизнь человека. В связи с этим задача воспитателя — донесение до детей о вредном воздействии и о последствиях курения и употребления алкоголя.

Рассмотрев основные критерии, влияющие на формирование здорового образа жизни, мы выяснили, что здоровый образ жизни способствует укреплению здоровья человека с помощью определенных профилактических мер, которые так необходимо донести младшим школьникам, у которых именно в этот период является самым благоприятным для формирования основ культуры здорового образа жизни